Как живёте, магаданцы – 2

6 марта, накануне Международного женского дня, земляки и землячки присоединились к онлайн встрече, чтобы продолжить разговор о жизни после Севера.

На этот раз больше говорили о наших северяночках, магаданских снегурочках, как поётся в известной нам песне.

У всех складывается стиль жизни по-разному. Порой ждут дети, внуки, дачи и как говорят «чаю попить некогда». Это прекрасные хлопоты, но кроме этого у многих есть увлечения, хобби и желание поделиться своими талантами. Основными выступающими, скорее рассказчицами были Наталья Дорофеева и Наталия Демьянцева.

Наталью Адольфовну Дорофееву многие знают как супругу бывшего мэра Магадана Геннадия Ефимовича Дорофеева. Наталья была не просто супругой и матерью их детей, но прекрасным другом и соратником. Её увлечение творчеством Вадима Алексеевича Козина,  началось в Магадане в период создания солона великого маэстро. Как углубление темы расширялся круг знакомых с творчеством исполнителей романсов, кропотливое изучение их биографий и создание увлекательных материалов, полных новыми открытиями. Затем были очерки, выступления на международных конференциях, издание книг и многое другое. Вот что рассказала Наталья землякам:

«Жизнь и занятия в Магадане

Основная жизнь: работа, семья, дети. Выставки, театр, походы на природу, на Снежку, на Горняк.

Работа: химцех МТЭЦ. Первые экологи. Инженер-химик по контролю сбросных вод.

Увлечения: кружки, курсы, родительские комитеты в школе и Подвиге, Детский дом на Оле. Курсы: кройки и шитья, работа с кожей, компьютерные-ЭВМ.

В последние годы – Козин. Козина раньше не знала, но романсы любила по бабушкиному пению. Салон. Пришлось быть в курсе подготовки к открытию Салона. Во время открытия Салона познакомились с Верой Николаевной Придворовой Потом — в Москве с Ильинскими. Практически породнились.

Жизнь и занятия после Магадана

3 ветви: работа, романсы (Кам Хр., Дай же ручку), ИВ РАН.

1 ветвь. Работа. С помощью Левина Семена Наумовича с 1998 г. работаю в сети АЗС, становлюсь одним из первых в Москве экологом на действующем предприятии. Передел рынка, разборки, стрельба. Новые хозяева перекупили три АЗС и меня вместе с ними. Когда у новых хозяев стало 25 АЗС, я физически не смогла дальше работать. Была известна в своей среде: СЭС, Москомприрода, Транспортная инспекция, Пожарная и т.д. Поступили предложения по работе, приняла первое – Проектная компания. С 2003 года работаю в проектировании — разработка раздела ООС в составе проектов. Привлекла сына, теперь работаем вместе. Проекты строительства самых разных объектов, реконструкция и реставрация объектов культурного наследия, кап ремонты старых зданий в Москве. Кроме Москвы, были и другие города: Сочи, Краснодар, Кемерово, Казань, Уфа, Севастополь и даже Магадан. Объем работы рос, требования росли, оплата падала-никому по факту экология не нужна в проектном деле, кроме Экспертизы. Решили сократиться. Сейчас работаем только с одной фирмой.

Из необычных проектов — Ельцин Центр, театр Ромэн, Магаданские объекты.

Магадан. Строительство объекта «Многоуровневая автостоянка открытого типа на 176маш/мест» по адресу: г.Магадан, район пересечения улиц Пролетарская и Кольцевая» 2013

«Реконструкция зданий мебельных цехов под здание торгового назначения, находящееся по адресу: г. Магадан, ул. Пролетарская д.43».2014

Ельцин-Центр. Реконструкция (в режиме реставрации с приспособлением к современному использованию) объекта капитального строительства «Городская усадьба (дом Бобринских)» по адресу: г. Москва, ЦАО, ул. Малая Никитская, д. 12. стр. 1,2,7,12» С 2014 по 2019гг.

2 ветвь- увлечение романсом.

Активизировалось увлечение романсом. Ходила на концерты. Из исполнителей выделила двоих: Г. Каменный и Ольга Храмцова.

Певица Ольга Храмцова замечательно исполняет романсы по нотам первых изданий начала 20 века. Особенно романсы Б. Прозоровского. Нас с ней объединяет отношение к романсам, историям их создания и …Прозоровский.

Каменный – участвовал в концертах на 100-летие Козина в Москве. Вела сайт, помогала во всех делах, в т.ч. в выпуске дисков. Познакомила с репертуаром Козина. Выпустили диск с романсами Козина.

Оформлением лицензионного диска в РАО (Российское авторское общество) пришлось заниматься мне. Потребовалось найти правонаследников, заключить с ними договора и убедить зарегистрировать в РАО произведения Козина, которые еще не были зарегистрированы в РАО. Правонаследницей Козина является его племянница Зоя Маэ, а она в возрасте. Много трудов ушло, но дело сделано! У меня есть ощущение, что выполнен какой — то кармический долг. От доверенного лица правонаследницы В.Козина (Зоя Маэ) было получено сообщение: «Спешу сообщить приятное известие: сегодня 23 апреля 2014 года в СЗФ РАО был зарегистрирован ряд произведений Вадима Алексеевича Козина, которые до сих пор там зарегистрированы не были. В том числе по вашей просьбе: «Память о прошлом» (В.Козин — А.Ахматова), «Не стращай меня горькой судьбой» (В.Козин — А.Ахматова), «Я готов повторить» (В.Козин — В.Козин)»

Совместно с Магаданским муниципальным мемориальным Музеем Вадима Козина был выпущен вариант диска специально для Музея. Геннадий Каменный не раз был гостем на мероприятиях московского Магаданского Землячества в Москве «Северное притяжение».

В 2018 году известный режиссер Глеб Панфилов услышал романс «Не стращай меня горькой судьбой» в исполнении Геннадия Каменного. Услышав, был глубоко тронут, разыскал Каменного и пригласил его озвучить этот романс в фильме «Один день Ивана Денисовича», который скоро выйдет на экраны.

Написаны статьи о Каменном в газеты («Завтра», «Почепское слово», «Седьмой континент»), журналы («Музыка и время»), текст в Энциклопедию «Люди нашего тысячелетия».

Увлечение романсом привело в Клуб любителей романса «Хризантема» при ДА. Клуб был создан Титовым Анатолией 30 лет назад. У Титова родилась идея выпустить 3-ех томник Энциклопедии романса в виде триколора: белый синий красный. На каждый романс: ноты, текст и история романса. Я помогала в поисках материала. В 3-ем томе отмечена благодарностью. Савченко тоже, как давний и активный член Клуба Хризантема. Статья о Хризантеме и Титове в журнале «Музыка и время» №8 2012г.

Мое отношение к романсу.

У меня к романсу особое отношение: нравится не только слушать, но и знать о нем все. Расскажу на примере своей статьи о романсе «Дай же ручку». Она напечатана в журнале «Изящная словесность» нашего магаданского редактора Склейнис С.А. Выдержки из нее:

История каждого романса окутана тайнами: тайна авторов, тайна посвящения, тайна исполнителей. Романс «Дай же ручку» — не исключение. К тому же у каждого поклонника конкретного романса тоже своя тайна: чем привлек внимание романс при первом знакомстве, какие струны души затронул и надолго ли. Хочу поделиться с читателем своей тайной поклонения одному, простенькому на первый взгляд, романсу.

Впервые о существовании романса «Дай же ручку» я узнала из программы концерта Вадима Козина «Вечер песни и старинного романса» 1970 года. Но обо всем по порядку.

Тайны авторов: Авторы слов- Автор музыки

Автором слов романса «Дай же ручку» часто указывают Всеволода Крестовского, забывая о том, что это его перевод стихотворения великого Генриха Гейне. Автор музыки, Яков Пригожий (1840 – 1920) – яркий романсовый композитор конца XIX – начала XX века.

Тайны посвящений

Генрих Гейне написал стихотворение в 1823-1824 году. Вероятнее всего стихотворение «Deine weichen Lilienfinger» посвящено его кузине Терезе Гейне. Но тайна посвящения романса Яковом Пригожим не даме сердца, а … неведомому Казанцеву Александру Афанасьевичу – пока остается для меня тайной.

Тайны исполнителей. Удалось найти запись романса «Дай же ручку» в исполнении следующих исполнителей: Леонид Утесов, Вадим Козин, Анатолий Титов.

Поклонники. Раков Лев Львович первый раз был арестован в 1937 году как научный сотрудник Античного отдела Эрмитажа, второй раз – в 1950 году как директор Публичной библиотеки и создатель Музея обороны в Ленинграде. Во время первого ареста пытался покончить собой, во время второго – писал стихи, чтобы выжить. В числе «тюремных» стихов, посвященных любимой женщине Марине Сергеевне Фонтом, было и стихотворение «Романс, любимый моряками», а в нем опять строки о романсе «Дай же ручку».

Журнал «Родина» 1907 года. Бесплатное приложение «Развлечение. Шутка «Желание». На картинке изображен господин, целующий даме ручку, она же скромно и кокетливо опустила глазки. Их диалог:

-«Помните, Анна Павловна, романс:

Дай же ручку! Каждый пальчик- Я тебе перецелую- Обойму тебя еще раз

Обойму тебя еще раз-И уйду и затоскую!»?

-Ах, нет, Иван Иванович, не уходите! Зачем вам уходить? Лучше зайдите и переговорите с моей мамашей!»

Фаина Раневская. На больничной койке, практически умирая, она пела этот романс в присутствии артиста Сергея Юрского. «Ах, как цыганка одна пела это! Никогда не забуду. С таким подъемом и с такой печалью… С высоко поднятой печалью. Но я тоже спела неплохо, правда? Знаете почему? Потому что люблю этот романс. Его надо петь каждый раз, как в последний раз. Или как в первый. В этом и есть тайна исполнения»

Добавлю от себя, что это относится к любому романсу. Каждый романс – это сокровенная история любви.»

Презентация, которой Наталья поделилась с земляками здесь

 

      С большим интересом магаданцы послушали Наталию Демьянцеву и посмотрели её уникальные работы. Вышивкой Наталия увлеклась в Магадане, где её работы получили высокую оценку.

После переезда Наташа старалась устроиться на работу, но не нашла дела по душе. Тогда она сделала своей любимой работой своё хобби. Она уделяет этому практически полный рабочий день.

Её супруг Николай поддерживает увлечение любимой супруги, является первым ценителем её произведений и помогает обеспечивать необходимыми материалами.

Дом Демьянцевых украшен работами, ставшими настоящими произведениями искусства вышивания.

Наташа рассказала нам о том, как создавались её картины, о разных техниках, поисках сюжетов и многом другом. Радует то, что Наталия расширила круг своих знакомых, увлеченных таким же делом.

Уже в Москве Наталия стала участницей многих выставок; её работы высоко оцениваются.

Презентация «Мастерица художественной вышивки», с некоторыми работами  здесь